Вторая (и последняя) часть ретроспективы: взгляд на Counter Strike с противоположной колокольни, с точки зрения уже появляющихся поклонников CS. Гражданин Archangel отвечает на ту самую статью в
Еще раз напоминаю, что цель ретроспективы - показать историю CS, эволюцию отношения к ней и причины нынешней популярности этой игры. Думаю, она будет интересна в контексте подобной аналитики.
Не влезай — не убьет! Это было вступление (учитесь:)), теперь о нашей сегодняшней теме, о Counter-Strike.
После прочтения статьи "Q3 & UT vs. CS" у меня сложилось впечатление, что автор в Контр-Страйк и не играл-то. Ну, или совсем чуть-чуть. Приблизительно столько же, сколько я тренировку проходил (да, было когда-то в моей Контр-Страйк карьере и такое). Приблизительно такое же мнение сложилось и у всех серьезных контр-страйкеров. Чтобы развеять заблуждения, которые могли возникнуть у читателя после прочтения ноябрьского номера "Виртуальных Радостей", я пишу данную статью. В ней я не буду оскорблять другие игры вроде недоквака, не буду обращать внимание на неграмотность "настоящих знатоков оружия", путающих AW/M непонятно с чем (кстати, такого оружия, как AWP, в Контр-Страйке просто не существует:)), не буду обращать внимание на самые глупые ошибки...
Сложность обучения. И почему люди, вчера севшие за Контр-Страйк, не напишут о нем приличной статьи, пусть даже и оскорбительного содержания? Не знаете? А почему люди, вчера севшие за Контр-Страйк, завтра не победят на чемпионате Беларуси? Не знаете? А я знаю — потому, что уровень не тот (в лужу сядут, как пить дать). Чтобы научиться неплохо играть, нужны месяцы, а "особо одаренным" не помогут и годы тренировок. Как пример этому — целый раздел данной статьи под названием "Вредные советы". При этом следует учесть, что это только то, что должен уметь новобранец...
А вообще, предела совершенству не бывает. Поэтому в Кваку и надо тренироваться сутками на протяжении лет, чтобы быть хоть кем-то. Да и в Контр-Страйк нужно играть и играть, пока команда не будет действовать как часы (хотя бы как песочные). Так же важно уметь делать некоторые вещи автоматически, как и знать некоторые нюансы. Например, знаете ли вы, через сколько секунд контр-террористам на первом de_dust нужно пробегать мимо входа в "кишку", чтобы успеть на базу В раньше террористов? Вот то-то...
Хотя можно привести еще несколько примеров, среди которых такие, как закупка оружия. Сколько секунд вы стоите на базе, закупая амуницию? У меня уходит не больше двух, но и это очень много, и сейчас я пытаюсь переучиться (изменил раскладку клавиатуры). Могу лишь сказать, что опытные команды, как тот же Stealth, не тратят на закупку времени, закупаясь на бегу. В итоге, если простоять секунду-другую, то не успеешь добежать до точки первым.
Корявость рук. Это, как известно, не лечится никем, кроме как патологоанатомом... Падение с лестниц — это оскорбление тем, с кем ты играешь, ведь ты — мясо. Есть еще вопросы, о полетах (я — Архангел, крылья есть, могу научить:))?
Вообще, всяческие неприятности, вроде падений с крыши, недолетов до другого края пропасти и так далее, так это не прерогатива Контр-Страйка. Такое случается когда-нибудь со всеми, особенно с новичками, тем более куда чаще в других играх, как Quake3 Arena или Unreal Tournament, где даже есть специальные карты, неверный шаг на которых есть смерть...
Звук и кемперы. Как бы хорош ни был звук и его трехмерная реализация, они не помогут, если нет того, что называется "скилом". Если кемперЪ — хороший игрок, то он просто хороший игрок, а если плохой игрок — кемперЪ, то он просто плохой игрок. И никаких "но"! Примите это как аксиому. Кроме этого, следует учесть, что надежнее визуального контакта нет ничего, а хороший игрок выносит кемперовЪ пачками. Обычно контрстрайкеры за углы заходят стрейфами (их сейчас, как и думеров раньше, по этому признаку на улице узнают:)), после чего тихарство становится клеймом с надписью: "Жду смерти, в углу, за ящиком, как всегда..."
Графика, баланс и неграмотность. Кроме личной техники и слаженности команды, для победы ни капли не мешает, а только наоборот помогает, еще знание нескольких приятных мелочей. Одной из таких мелочей является отключение текстур и уменьшение детализации. Существуют такие консольные команды, которые за это отвечают, "но тебе, товарищЪ, я их не скажу". Всем остальным читать "вредные советы".
Но и это, собственно, далеко не все. В Контр-Страйке существуют такие карты, которые являются идеальными с точки зрения их проработки. Там не просто удобно играть, там приятно играть. На каждый Deck-16 (кстати, моя любимая карта в Unreal/Unreal Tournament) Контр-Страйк может ответить двумя-тремя de_dust, которые являются эталонными для многих командных шутеров или игр с командными режимами с точки зрения баланса стартовых условий сторон (загнул, браво!!!).
В чем же это заключается? Вот в чем: к каждой точке существует несколько подходов приблизительно одинаковой длины, и террористам (речь идет о de-картах) нет разницы, к какой точке и каким путем идти. Причем путь к ключевым позициям на многих картах приблизительно равен для обеих сторон (под ключевыми позициями не понимаются места закладки бомб), и секундная задержка одной стороны — маленькая победа другой.
Техника. Итак, запомните, что стрейф — это ваша жизнь. Если добавить еще и прыжки, то... пусть снайперы мучаются. Хотя и снайперы тоже неплохо этим владеют. Вот, например, BLACK (его статьи можно было видеть в "Компьютерной Газете", а его сайт находится здесь:
Меткость. Отныне постановляю: "Давать очередь за километр наугад через плечо от бедра в прыжке и при этом всегда делать только хедшоты!" Пусть будет мясом навечно тот, кто считает, что в Контр-Страйке вообще не надо целиться, а можно стрелять наугад...
Если вы, уважаемый читатель, согласны с предыдущим оратором ("Виртуальные Радости", №11, страница 13:)), то у меня есть предложение: "Может, дуэль (естественно, что ты, читатель, играешь без прицела)".
По поводу техники стрельбы есть еще несколько замечаний: обратите внимание на чувствительность мыши и на то, как вы стреляете, — очередями или одиночными. О противопоказаниях или советах наоборот читать во "Вредных советах".
Удача. Пусть она тебе улыбнется в игре против Stealth или Matrix, или на худой конец против eXistenZe. Насколько серьезно думать о ней, я надеюсь, вы и сами догадаетесь...
Вредные советы
1. При стрельбе на больших и средних дистанциях советую стрелять длинными очередями по десять-пятнадцать патронов (или очередями длиной в обойму) — так больше шансов, что зацепишь противника. При этом не прислушивайтесь к тем, кто советует стрелять одиночными и ждать, пока перекрестье прицела примет первоначальный размер, а только потом делать второй выстрел. В такой ситуации в вас высадят всю обойму, а вы ответите всего лишь двумя-тремя патронами...
2. Никогда не пытайтесь стрейфиться во время боя — так гораздо сложнее целиться. Будет вполне достаточно, если вы просто присядете.
3. Чувствительность мыши надо ставить на уровне 5-6 единиц, а разговор о том, что на единице очень удобно целиться, может вести только ламер. Все крутые квакеры играют почти с максимальной чувствительностью. К тому же, если поставить единицу, то просто не успеешь развернуться, если кто-нибудь зайдет к тебе в тыл (естественно, что о развороте со стрейфом речи не идет — слишком тяжело учиться, а потом долго привыкать).
4. Не цельтесь в голову — это отнимает очень много времени, да и очень тяжело на большой чувствительности мыши.
5. Не пытайтесь ставить при игре следующие параметры: gl_picmip 2 и gl_max_size 2. С ними отсутствуют текстуры и существенно уменьшается детализация, а картинка напоминает первый трехмерный шутер: Wolfstein 3D. Да и все равно у вас ничего не получится, потому, как сначала надо зайти на какой-нибудь сервер или создать свой, ввести консольные команды, а уже потом подсоединяться туда, где ты хочешь играть.
6. Никогда не простреливайте стены — потратите много патронов, а попадете вряд ли.
7. Не покупайте гранаты, так как они могут и не сработать, а деньги будут потрачены впустую. Уж лучше немного накопить и приобрести себе еще один пулемет (double FM PARA M249).
8. После закладки бомбы бегите от нее, что есть сил. Ведь если ее найдет контр-террорист, то он все равно испугается возможности быть взорванным или зарезанным в спину во время разминирования и убежит.
9. Не покупайте щипцы, так как если вас убьют, то это будут деньги, которыми вы могли бы воспользоваться в следующем раунде, но уже не воспользуетесь.
10. Когда перезаряжаетесь, не старайтесь убежать и спрятаться за ящики или угол, так как вы можете потерять из вида противника и быть внезапно атакованными врасплох.
Полезные советы
1. Пулемет — это не оружие, это тактический прием.
2. В первом раунде за контр-террористов куда лучше купить бронежилет или гранаты и щипцы, чем Дезерт-Игл, так как контровский пистолет (UPS 45) довольно-таки неплох, в отличие от террорского.
3. Если вас обнаружил противник во время перезарядки, то советую выхватить пистолет; а, в крайнем случае, если закончились патроны и в пистолете, при близком контакте можно воспользоваться и ножом.
4. Снайперу-террористу как воздух необходимо покупать Дезерт-Игл, контр-террористу тоже неплохо.
5. Когда ставите бомбу, смотрите в ту сторону, с которой может появиться противник, а не упирайтесь носом в стену. Так можно еще успеть достать оружие и встретить гостей.
6. То же самое, только наоборот, советую и контр-террористам. Кроме этого, не стоит пренебрегать щипцами.
7. Контр-террористам надо бегать по возможности группами, а если кто-то остается крыть какую-то точку один, то его главной задачей является не скорая смерть от оружия превосходящих сил противника, а извещение своих товарищей ("Enemy Spotted!!!"). До того, как придет подкрепление, имеет смысл спрятаться или отступить, а бой вести хотя бы в приблизительно равных условиях (каждый ствол на счету).
8. Террористам имеет смысл бегать почти полным составом вместе по следующему методу: кто бежит первым, в определенных местах (возможные точки атаки контр-террористов) останавливается и прикрывает остальных, а потом становится им в хвост. Одного же можно послать по другому маршруту, чтобы он отвлек на себя основные силы контр-террористов (это касается de-карт).
Однако я пошел уже больше о тактике, а это личное дело каждой отдельно взятой команды. Ну что же, вот, собственно, и все. Сказать можно еще много, но место в газете не резиновое...
P.S. Уважаемый Глеб Тимошук known as Duke Nukem., на официальном сайте клуба Matrix (
P.P.S. Читатель мог обратить внимание на то, что я постоянно писал о de-картах, а о cs-картах и словом не обмолвился. Все дело в том, что последний вид карт не является популярным на чемпионатах и все чаще даже не рассматривается.
Желающим обсудить профессионализм автора дополнительно напоминаю, что статья публиковалась почти десять лет назад.